Техническое обслуживание системы диспетчеризации – ее комплексные испытания с тестированием и измерениями параметров и характеристик критических узлов. Результаты оформляются актом о проведенных работах и отчетом о техническом состоянии с рекомендациями по эксплуатации и приложением протоколов проведенных испытаний.
Сложно представить себе котельную, работающую без системы диспетчеризации: котел – слишком опасное устройство, для того чтобы оставлять его без присмотра автоматики. Системы диспетчеризации позволяют осуществлять автоматизированный контроль параметров технологических процессов. Когда все элементы системы управления (в том числе диспетчерский пункт) находятся на территории самого объекта, говорят о локальной диспетчеризации. Однако в статье речь пойдет об удаленной диспетчеризации, при которой управление объектом и контроль за ним ведутся из диспетчерского пункта, расположенного на некотором расстоянии от объекта.
Обслуживание систем диспетчеризации включает в себя комплекс работ по сохранению работоспособности всей системы, а также по предупреждению возможного возникновения неполадок и сбоев.
Как и любая другая система, система диспетчеризации нуждается в регулярной диагностике, мониторинге и уходе. Только в этом случае она будет служить исправно долгие годы.
Чаще всего в процесс технического обслуживания данных систем входят следующие работы:
- проверка работоспособности отдельных элементов;
- тестирование;
- выявление и устранение неполадок;
- ремонт;
- замена нерабочих или ненадёжных компонентов;
- настройка аппаратуры;
- программирование и перепрограммирование оборудования;
- элементарная чистка от оседающей пыли и грязи.
Включенные в состав сетей диспетчеризации датчики, сенсоры, пульты управления, мониторы, коммутационные шкафы, сигнальные и электрические линии (беспроводные и кабельные), а также иные элементы, которыми они оснащены, могут выйти из строя или перестать корректно выполнять функции в соответствии с задачами применения. Сервисное обслуживание предполагает:
В ходе создания системы мониторинга были разработаны программные и аппаратные средства. Главная составляющая разработанной аппаратной части системы мониторинга — это GSM модуль.
Преимущества:
Значительное снижение человеческого фактора;
Увеличение надёжности и долговечности контролируемых коммуникаций;
Повышение уровня безопасности;
Предупреждение и своевременное выявление чрезвычайных ситуаций;
Возможность непрерывного контроля труднодоступных элементов инженерной системы.
Основу GSM модуля для мониторинга котельной составляет контроллер, который принимает и обрабатывает сигналы от реле и датчиков, контролирующих основные параметры котла, котельной и связанных с ней систем:
- датчик давления контура котла (фиксирует выход из зоны допустимых минимальных и максимальных значений);
- датчик давления газа (фиксирует выход за пределы минимальных значений);
- датчик давления в системе холодного водоснабжения;
- датчик температуры подающей линии;
- датчик температуры помещения котельной;
- датчик протечки;
- контроль напряжения в системе электропитания котла;
- реле ошибок котла.
На основе сигналов от реле и датчиков GSM контроллер генерирует и отправляет SMS-сообщения, предупреждающие о критических параметрах систем, обеспечивающих работу котла и котельной.
SMS-сообщения в аварийных ситуациях генерируются автоматически. Так же возможен запрос, с подключенных к контроллеру телефонных номеров, состояния котельной и параметров температуры. Для каждой ситуации и для каждого события в процессе эксплуатации котельного оборудования предусмотрено конкретное SMS-сообщение, которое поясняет, что происходит в системе обеспечения работы котельной.
Варианты тревожных SMS-сообщений:
«Низкое давление газа; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Низкое давление воды; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Работает дизельный котел; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Эл. питание отключено; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Авария дизельного котла; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Авария бустерного насоса; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Протечка воды в котельной; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Включена система безопасности котельной».
Генерация сообщений в случае устранения аварий и ошибок
Восстановление работоспособности оборудования после аварии или ошибки предполагает отправку следующих вариантов SMS-сообщений:
«Давление газа в норме; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Давление воды в норме; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Дизельный котел выключен; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Эл. питание включено; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Авария дизельного котла устранена; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Авария бустерного насоса устранена; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Протечка воды в котельной устранена; Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175»;
«Система безопасности котельной выключена».
Повторное сообщение при изменении состояния любого из реле ошибок может быть выдано не ранее, чем через 3 часа. Для реле ошибок давления газа, давления воды и наличия 220 В предусмотрено время задержки в 1 минуту для исключения ложных срабатываний.
Предупреждение о расходе топлива дизельного котла
Данная система также генерирует сервисные сообщения. К примеру, если долго работает дизельный котел (более 3-х часов), то система предусмотрительно отправляет SMS-сообщение следующего содержания: «Необходимо проверить запас дизельного топлива».
Контроль электропитания
При отсутствии первичного, до источника бесперебойного питания, сетевого напряжения 220 В более 3-х часов, придет SMS-сообщение в виде: «Долго нет электропитания. Необходимо проверить аккумулятор ИБП.»
Контроль температуры и контроль работоспособности датчиков
Устройство производит непрерывный контроль температуры 2-х датчиков — воздуха в помещении и воды в подающей магистрали. При достижении критических значений температуры (для помещения — 5°С, для воды — 15°С) на телефоны отсылаются предупредительные SMS-сообщения следующего содержания:
«Низкая температура подающей линии; Т воды = 14»
«Низкая температура в помещении водоподготовки; Т пом. = 4»
При обнаружении неисправности какого-либо датчика температуры отсылаются следующие SMS:
«Неисправен датчик температуры помещения; Баланс = 175»
или
«Неисправен датчик температуры подающей трубы; Баланс = 175»
Один раз в неделю при отсутствии активности GSM модуль отправляет на все подключенные телефоны контрольное сообщение о состоянии объекта в виде: «Все в норме, Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175».
Запрос состояния котельной и температуры
С подключенных к модулю телефонов можно делать SMS-запросы состояния котельной и температуры. Ответные SMS-сообщения будут приходить только на тот телефон, с которого был произведен запрос. В качестве запроса необходимо отправить SMS-сообщение «А?», на которое, в случае отсутствия проблем, должен прийти ответ в следующем виде: «Все в норме, Т пом. = 15; Т воды = 40; Баланс = 175». Если на момент запроса имеются неполадки в оборудовании котельной, то в ответ приходят одно или несколько тревожных SMS-сообщений.
Контроль баланса SIM-карты
Как видно из представленных примеров SMS-сообщений, в конце каждого сообщения есть информация о балансе SIM-карты. Постоянный контроль баланса позволяет исключить риск внезапного отключение SIM-карты из-за расходования денежных средств. Баланс лицевого счета приходит в каждом SMS-сообщении, но обновляется 1 раз в сутки. При достижении установленного лимита, к примеру, в 20 рублей формируется SMS-сообщение вида «На балансе осталось меньше 20 рублей». Такое SMS-сообщение будет приходить 1 раз в сутки по мере проверки баланса модулем, пока счет не будет пополнен.